ПОДЕЛИТЬСЯ СЕЙЧАС

Чем измерить человеколюбие? Аффилиация

 В области психологии аффилиация представляет собой стремление человека к нахождению в обществе и установлению теплых, доверительных и эмоционально значимых отношений с другими людьми. Это понятие включает в себя стремление к близости с людьми, формирование дружеских и романтических отношений, а также активное общение.

   Появление этой потребности зависит от характера взаимоотношений с родителями и сверстниками в раннем детстве и может нарушаться в ситуациях, вызывающих тревогу, неуверенность в себе и чувство одиночества. Нахождение в обществе других людей позволяет испытать и проверить свое поведение и реакции на сложные и опасные ситуации. Кроме того, близость с другими людьми может снизить уровень тревожности и смягчить негативные последствия физиологического и психологического стресса. 



   Мотив аффилиации, в отличие от мотива достижения, относится к социальным мотивам, то есть стремление к определенным целям, которые могут быть достигнуты только через взаимодействие с другими людьми.

   Понятие аффилиации введено психологам Г.Мюрреем, который в 1938 году описал мотив (потребность) аффилиации как:

       «Заводить дружбу и испытывать привязанность. Радоваться другим людям и жить  вместе с ними. Сотрудничать и общаться с ними. Любить. Присоединяться к группам.»

   Однако суть аффилиации заключается в том, чтобы общаться и поддерживать отношения с другими людьми таким образом, чтобы обе стороны получали удовлетворение и обогащение. Дисбаланс в распределении ролей или желание использовать партнера для удовлетворения собственных потребностей может нанести вред отношениям или даже их разрушить.

   Цель аффилиации для того, кто ее ищет, может быть определена как желание получить приятие, поддержку, симпатию и дружескую поддержку со стороны партнера, даже если это не связано с любовью. Однако аффилиация также предполагает взаимность и доверительную связь, где каждый из партнеров относится дружественно к другому, принимает его, поддерживает и проявляет симпатию.

Для поддержания таких отношений человек обычно использует различные вербальные и невербальные способы поведения. Можно судить о мотивации поведения в направлении аффилиации по количеству и позитивному содержанию речевых высказываний, дружелюбному выражению лица, контакту глаз, киваниям головы, позе, жестикуляции и т.д.

   Индивидуальные различия в мотивации аффилиации определяются соотношением положительной привлекательности аффилиации и отрицательной привлекательности неудачной аффилиации. Зависимо от этого соотношения, мотив аффилиации может быть связан с надеждой на аффилиацию или со страхом отвержения.

   У каждого человека на основе его прошлого опыта в области общения есть ожидания относительно возможности установления аффилиативных отношений с незнакомыми людьми. Эти ожидания проявляются в поведении, направленном на достижение аффилиации, и определяют, как легко и естественно устанавливается контакт или наоборот, мешает и создает неуклюжесть.

     Повторяющиеся успехи или неудачи формируют ожидания, которые, в свою очередь, влияют на протекание действий, определяя благоприятные или неблагоприятные результаты аффилиации. В конечном итоге, привлекательность удачной или неудачной аффилиации становится стабильной величиной, которая создает индивидуальный профиль соотношения надежды на аффилиацию и страха отвержения.

  1. Если доминируют ожидания первого рода, субъект будет стремиться к другим людям и искать в них товарищей, будет доверять им и высоко ценить их.
  2. Если же доминируют противоположные ожидания, то субъект будет избегать других людей, относиться к ним с подозрением и низко их оценивать.
  3. Субъект опыт которого носит смешанный характер и у которого в силу этого, высоки ожидания обоих родов, будет находиться практически постоянно в состоянии конфликта.
  4. Наконец, человек, оба вида ожиданий которого низки, будет проявлять в ситуациях безразличие и незаинтересованность

    

© Лариса Васильченко 

Комментариев нет:

Отправить комментарий